Бизнес на вырост
Ландшафтный бизнес имеет все шансы пойти в рост. Тем более, что уже сейчас воз можности индустрии не успевают за возрастающими потребностями клиентов. – Полагаю, что эта тенденция будет иметь устойчивый рост, – отмечает заместитель ге- нерального директора ООО «Объединенные питомники» кандидат сельскохозяйственных наук Алексей Цепляев.– Ведь желание жить в природном, экологичном пространстве – это всерьез и надолго. – Начать с чистого листа, или в нашем случае – с чистого поля, – это о нас, – рассказывает Алексей Цепляев. – Когда в 1998 году после окончания института я пришел сюда работать, здесь были лишь несколько «целинных» участков, взятых в аренду под питомник. Осваивать их стали буквально по кусочкам – сначала засадили первые пять гектаров, затем организовали отдел семен- ного размножения и отделение зеленого че- ренкования. А потом уже первые партии растений, полученных в отделах размножения, начали высаживать в грунт. Освоив выпуск материала из грунта, перешли на контейнерное выращивание. Сейчас нами освоены все 34 гектара земли питомника, и уже есть база для дальнейшего развития: внедряем новые методы выращивания контейнерного материала с использованием удобрений про- лонгированного действия, наращиваем ассортимент пород, которых раньше не было – хвойные, декоративные лиственные, красиво цветущие кустарники, держим в планах выращивание крупномерных деревьев. И хотя мы не занимается селекцией как таковой, опыты по зеленому черенкованию у нас в арсенале тоже есть. А в прошлом году наконец оформили все 34 гектара питомника в собственность, так что теперь «пускаем корни» уже в свою землю во всех смыслах. – РАБОТАТЬ НА РАСТУЩЕМ РЫНКЕ интересно и трудно одновременно, – замечает Алексей Цепляев. – С одной стороны, сам рынок очень неоднороден. Условно говоря, его можно разделить на собственно питомники, которые занимаются выращиванием расте- ния от черенка до конечного продукта, и на так называемые перевалочные пункты, которые просто закупают растения за границей и затем перепродают. Это в известной степени проблема для рынка – покупать то, что можно производить. А с другой стороны, само производство тоже сталкивается с рядом проблем. Это и серьезные потери «в лихие 90-е» в породном составе, которые нам еще предстоит восполнять. Это и недостаточное развитие инфраструктуры отрасли, отсутствие техники и агрегатов для выкопки и обрезки. За рубежом над решением этой задачи работают целые корпорации, обеспечивая весь цикл производства необходимым инвентарем – от бирочек на дереве до увязочного материала, который не травмирует растение, металлических сеток, агрегатов, которые могут выкопать растение с двухметровым комом, увязать и перевезти его. Решать эти проблемы приходится по-разному, но без общения с коллегами здесь не обойтись. Поэтому ежегодно на базе нашего питомника прово- дятся профессиональные форумы. Такие «це- ховые» встречи очень полезны и для общего развития, и для развития бизнеса. Ведь все мы идем к одной цели, поэтому если у кого- то появляются интересные, работающие по- лезные идеи, мы ими делимся. – ЛандшафтнЫЙ БИЗНЕС, перефразируя известный афоризм, не терпит суеты. Судите сами – для того, чтобы вырастить то или иное дерево, требуются годы, а порой и десятки лет. И ландшафтные тенденции – не скоротечны. Эта особенность обусловливает и некоторые правила в выборе породного состава. К тому же природа нашей полосы тоже ведет свой отбор – не каждое растение выдержит 40-градусный мороз, каким бы тщательным ни был уход. Поэтому, формируя ассортимент – а сегодня у нас в питомнике порядка 200 сортов деревьев и кустарников, – мы стараемся приблизить его к базовому европейскому стандарту. И надо сказать, наши заказчики всегда находят для себя подходящий вариант. Тем более что ландшафтная мода, если можно так сказать, имеет и географические различия. Например, у воронежских заказчиков наибольший интерес вызывают декоративные растения, привитые формы – плакучие, шаровидные, а Москва отходит от этих тенденций, возвращаясь к лаконичным формам. В известной степени моду на ландшафтный дизайн задают и муниципальные власти. Скажем, с приходом в нашу область нового губернатора отчетливо обозначился интерес к озеленительным работам: если раньше город закупал посадочный материал в минимальном количестве, в основном – однолетники с сезонной декоративностью, то сейчас предпочтение отдается многолетникам и кустарникам. Интерес к озеленению нас не может не радовать, – продолжает Алексей Цепляев. – За годы фактического отсутствия государственной политики в этой области остро обозначились многие проблемы. Так, сегодня в Воронеже велика необходимость реконструкции парковых насаждений – «живые» изгороди во многих парках пришли в негодность и не выполняют своих функций. Другая проблема – отсутствие альтернативы так нелюбым многими горожанами пуховым тополям. И наконец, важнейшая из проблем – вырубки и застройки «зеленых зон». Безусловно, существуют нормативы площади зеленых насаждений на число жителей. Но они наверняка не соблюдаются, потому что их не знают, как не знают масштабов незаконных вырубок в Северном, Придонском районах так называемых зон второго зеленого пояса, выполняющих рекреационные функции. Даже если для развития города эти вырубки и необходимы, это не означает, что зелеными массивами нужно просто пожертвовать. Ведь это же восполняемый ресурс! За рубежом, в Германии, например, аналогичные проблемы решаются просто вырубивший дерево в черте города обязан посадить такое же по объему дерево или кустарник. Мы стараемся по мере своих сил принимать участие в решении этих проблем: выходим с предложениями о сотрудничестве в ТСЖ и городские управляющие компании, а также архитектурные и проектировочные компании, поскольку самым оптимальным вариантом озеленения является проектирование зеленой зоны вместе с проектом самого здания. Вновь сошлюсь на зарубежный опыт – в бюджете западных застройщиков озеленение составляет не менее 20 процентов от стоимости жилья. У нас таких нормативов нет. Но думаю, что наши партнеры – например, застройщики жилого коттеджного комплекса «Резиденция» – наверняка оценили, какие преимущества в эстетическом, экологическом, инвестиционном, если хотите, отношении дает запроектированное озеленение однородным материалом.
А вот на предприятиях, в отличие от жилых зон, нормативы по наличию на территориизеленых насаждений сегодня активно вводятся. И надо сказать, руководство многих воронежских компаний, с которыми мы сотрудничаем, – «АгротехГарант», «Вишневый сад», ВМУ -2, ВКСМ, «Стройтехника», ДСК , Липецкий аэропорт, «Слободские сады», «Фасад», «Трансавто», – проявляет заинтересованность и понимание в этом вопросе.
– Ландшафт – это «живая» эстетика. А значит – требующая внимания, ухода. Об этом, к сожалению, иногда забывают. В нашей практике были случаи, когда заказчики спустя некоторое время приезжали к нам и говорили: «Возьмите дерево обратно, оно не той формы, которая была обещана». А дерево нужно было всего лишь правильно постригать... С неменьшим сожалением приходится видеть и то, как наши растения страдают на новом месте от недополива, от отсутствия должного ухода. Поэтому в наших планах пополнить штат ландшафтным дизайнером, который подскажет, как правильно выбрать породный состав для того или иного участка, как правильно за ним ухаживать. И конечно, напомнит, что с посадкой сада все только начинается...
Вложение | Размер |
---|---|
pitomniki.pdf | 255.17 КБ |